Символ надежды трагической журналистики

Символ надежды трагической журналистики

Ведь оптимизм может и должен питаться не выдумкой, а правдой, ясным предвидением несомненной победы.

Юлиус Фучик

 

 

Многие из нас в детстве или уже в сознательном возрасте свой личный дневник. Будь то книга, в которую вы стараетесь каждый вечер записать переживания и события, произошедшие за день, делитесь своими эмоциями и мыслями, или же тетрадь, в которой вы намечаете задачи и цели на следующий день, – некий органайзер мыслей. Само собой, это всего лишь приспособление, помогающее упростить обыденную жизнь. А как насчет книги, которая может изменить ваше представление о личном дневнике?

Я веду речь о произведении Юлиуса Фучика "Репортаж с петлей на шее". До меня уже написано большое количество рецензий, аналитики и отзывов на данную книгу, но, тем не менее, я не могу относиться равнодушно к этому повествованию и оставить его в стороне в силу того, что с этим творением должен познакомиться каждый человек. "Репортаж с петлей на шее" не просто книга, в которой автор оставляет записи того, что его окружает. Это описание событий, которые не могут произойти в обычный день; это больше, чем просто история о том, как человек (в данном случае журналист) проводит несколько лет своей жизни. Не с каждым случится то, что произошло с автором, а тем более не каждый сможет найти в себе силы рассказать о событии такого рода. Нет, это не рассказ о том, как герой праздновал свой день рождения или ездил на отдых. Вряд ли у какого-либо человека повернется язык назвать эти несколько лет, описанные в книге, отдыхом.

Юлиус Фучик – чешский писатель, журналист, участник подполья, коммунист. Судьба жестоко и беспощадно распорядилась его жизнью.

"Если слезы помогут вам смыть с глаз пелену тоски, поплачьте. Но не жалейте. Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби", ­­­­­­­­– таким был и таким остался для людей Юлиус Фучик - пример мужества, стойкости и надежности многим юношам. Несколько раз журналист уходил от смерти; немногие выживали после допросов, но он оставался верным своему народу, своей деятельности и самому себе.

Сейчас мы творим историю, а семьдесят лет назад это делали герои, многие из которых остались безымянными, но автор утверждает, что "были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю". И пусть мы не знаем их имен, но должны быть благодарны, так как этот слаженный механизм, состоящий из людей, объединенных общей идеей искоренить фашизм, был предан своему делу, был готов жертвовать, проливать кровь за свою Родину, семью.

В любой ситуации нужен человек, который будет поддерживать, направлять в нужное русло, поднимать дух и главное – верить. Таким был Юлиус Фучик. Он писал множество антифашистских статей, агитировал народ не сдаваться, не опускать руки. Таким должен быть настоящий журналист. Даже в месте, где нереально раздобыть листок бумаги и карандаш, он нашел их, в чем помог ему Колинский (надзиратель-чех, помогающий заключенным). Юлиус смог запечатлеть происходящие события, и таким образом произведение дошло до нас.

В книге автор описывает людей, с которыми пришлось ему повстречаться. Среди них были и предатели, и настоящие друзья. Первыми описываются Елинеки – самая обычная семья: он - "трамвайщик", она - служанка. Иозеф и Мария "не отступили перед трудностями в тяжелые времена оккупации". Именно в их квартире гестаповцы "взяли" Юлиуса. Арестанты не сжалились даже над женщиной. На допросе избивали всех, невзирая на пол и возраст. Еще одна семейная пара попала в тюрьму Панкрац: Иозеф и Мария Высушилы, они "были щепетильно точны во всяком деле, внимательны и никогда не терялись при неожиданностях, а их в нелегальной работе всегда уйма". "Маленькое создание с озорными глазами, которое называли Лидой" на самом деле стало отличным членом подполья. Она не подвела свою партию, хоть и была влюблена в человека, который оказался предателем. Все эти люди были истинными товарищами Юлиуса Фучика.

Мирек – вот то воплощение зла, из-за которого столько добродушных людей прошли через испытание "Четырехсоткой" и в итоге были расстреляны. Он тоже был в составе подпольной группы, однако оказался предателем, засланным от немецкого правительства.

Среди гестаповцев тоже попадались люди с разными характерами и намерениями. Самаритянин, Мельник, Коклар, Ресслер, Витан, Сметонц, Соппа (начальник тюрьмы), Вайснер (тюремный фельдфебель), Лодырь – вот  те люди, в руках которых находились жизни тысяч заключенных. Все они были жестокими нацистами, которые, казалось, только и жаждали выпить крови бедняг, представляющих угрозу Германии.

И все-таки стоит помнить то, о чем попросил Юлиус Фучик в своей последней по порядку, но не последней по значению и содержанию книге: "Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас".


 




Facebook
Facebook
YouTube
http://www.zoofirma.ru/
Go to top