Где эта улица, где этот дом?

Где эта улица, где этот дом?

В 2008 году власти Симферополя, выполняя требования закона о декоммунизации, решили вернуть улицам, названным в честь революционных деятелей коммунистического режима, исторические названия. Одна из самых известных улиц, подвергшаяся переименованию, – Розы Люксембург. Ей обещали вернуть прежнее название – Александра Невского. А что в итоге?

 

Две в одной

Такие действия, на первый взгляд, были оправданными: на дворе, чай, не времена СССР, а рядом с улицей – собор Александра Невского. Так зачем же усложнять жителям и гостям города жизнь и ориентиры в пространстве, если можно вернуть историческое, и оправданное логически, название? Так власти города и поступили – переименовали улицу, а для облегчения понимания ее названия вывесили новые таблички с двойным названием: «Розы Люксембург/Александра Невского».

Эта история могла бы иметь счастливый конец, если бы со временем появились таблички с указанием лишь нового названия улицы - Александра Невского. Да вот беда: ни через три года (а согласно закону о декоммунизации, таблички с двойными названиями должны находиться на улицах три года, а затем меняться на новые), ни даже через семь лет никто об этом так и не вспомнил.

«Проблема здесь только одна, – объясняет начальник Управления инженерной инфраструктуры и сопровождения инвестиционных программ департамента городского хозяйства Симферополя Данил Черкашин. – На смену табличек с названиями нужны деньги, которых в нашем ведомстве, к сожалению, сейчас нет».

Такой ответ мог бы впечатлить еще пару лет назад. Однако после присоединения полуострова к России сетовать на отсутствие финансирования, как минимум, некорректно. Согласно федеральному бюджету на 2015 год, на развитие Республики Крым выделено более миллиона рублей, часть из которых уж точно можно было бы потратить на обустройство города. Почему ж не потратили?

Клара – не Роза

Декоммунизация – не исключительная прихоть украинских властей.   Даже в России предпочитают избавляться от названий улиц, носящих имя коммунистических деятелей. Улицы имени Розы Люксембург уже исчезли в Санкт-Петербурге, Твери и во многих других городах РФ. И если для молодого поколения, никогда не жившего в СССР, Роза Люксембург ассоциируется только с Кларой Цеткин и поддержкой женского движения, то для более старшего поколения эта личность является еще и активным членом коммунистического движения в Польше. Однако нужно признать: эпоха Советского Союза закончилась, а значит, и названия улиц в честь деятелей несуществующей страны выглядят как попытка повернуть время вспять. Чего, как мы знаем, сделать невозможно.

Уличный вопрос

Борьба за возвращение улицам исторических названий – удел людей с активной жизненной позицией, знающих историю. Что же до обывателей?

- Роза Люксембург была коммунисткой, кажется? – уточняет у нас Артем, ученик 10 класса. С Артемом мы символично встретились на той самой улице Розы Люксембург/Александра Невского. – Я не вникал в ее деятельность. Нужно ли переименовывать улицу? Пожалуй, да, ведь она носит двойное название, и это очень неудобно: постоянно приходится уточнять, о какой улице идет речь. Кто-то предпочитает старое название новому, и это вводит в некоторый ступор, когда, например, назначаешь место встречи.

Ученик 10 класса Артем делится своими знаниями о Розе Люксембург

 

- В общих чертах знаю о Розе Люксембург, но мне двойное название улицы никак не мешает, – в спешке отвечает Алексей. – Улицу называют «Розочкой» – так удобнее и понятнее всем.

- Мы за то, чтобы все-таки вернуть улице имя Александра Невского, – заявляют прихожане храма Александра Невского Марья и София. – Это было бы правильно по отношению к святому мученику Александру, ведь здесь его храм и рядом с ним не должно быть улиц, названных в честь лидеров коммунизма.

- Было бы логичнее оставить название Невского, – рассуждает Альбина, ожидающая маршрутку. – Тут рядом и собор с таким же именем. О Розе Люксембург? Да, в принципе, ничего не знаю.

- А я однажды не могла понять, на какую улицу мне нужно подъехать, – вспоминает Кристина, стоящая рядом с Альбиной. – Сказали, на улицу Невского, и я долго вспоминала, где у нас в городе есть такая улица. Так что название я бы сменила. Точнее, оставила одно.

Не дом и не улица

Как ни крути, вокруг уличного вопроса не зря столько споров. Помимо решения культурной дилеммы – чьи все же имена должны быть увековечены в названиях крымских улиц? – существует сугубо юридический аспект. С изменением фактического названия в графе «Место жительства» появился недействительный адрес. Что называется, ни дом и не улица. Людей обрекли на затяжную бюрократическую волокиту. Пришлось менять прописку, паспорта, документы.

Самым ярким примером данной проблемы стал проспект Вернадского, до боли известный всем студентам теперь уже Таврической академии. Начнем с того, что проспект Вернадского – это кусок Ялтинской трассы с домами от №1 до №20.

Инициатором переименования улицы Ялтинской в проспект Вернадского в 2003 году выступил ректор Таврического национального университета Николай  Багров. Мотивация понятна и даже заслуживает уважения, ведь Вернадский, помимо изучения крымских ресурсов, был первым ректором университета и внес неоценимый вклад в его развитие. Кроме того, главная цель переименования – пропаганда исторического и культурного наследия Симферополя. Благородно и правильно, но, как ни печально, мнение жителей улицы относительно ее переименования в проспект никто не учел. Хотели ли они скитаться по учреждениям в попытках узаконить свое «новое» место жительства?

Специалист в области крымской топонимики Владимир Поляков скептически оценивает инициативы по замене названий улиц: «Возвращать исторические названия нельзя в целях экономии, а переименовывать – можно. Вся эта трогательная забота вызывает недоумение в связи с недавним фактом переименования части улицы Ялтинской в проспект Вернадского без всякого изучения общественного мнения, и это несмотря на сопротивление той же комиссии и жителей улицы».

Жительница проспекта Вернадского Людмила Васильевна до сих пор не может решить проблему переоформления документов. «Я за то, – говорит она, – чтобы названия улиц оставить прежними! Придумали свои нововведения и сидят довольные в кабинетах. А люди мучаются. Вот несу приказ о переименовании, потому что, по документам, я, получается, живу в несуществующем доме. Теперь доказывай, ходи, пороги обивай. Вот была же Институтская, ладно, еще в Ялтинскую переименовали, но этот проспект – последняя капля».

 

Жители проспекта Вернадского фактически оказались на улице после переименования

В департаменте городского хозяйства на наш вопрос «Почему проблемы переоформления так затянулись?» ответили: «Всем выслали оповещение, и переоформление должно было пройти в судебном порядке вне очереди. Жителям достаточно было прийти однажды – и вопрос был бы урегулирован».

По всей видимости, пройдет еще не один год, когда все трудности, связанные с переходным периодом переименования улицы, забудутся, и тогда останется одна лишь пропаганда исторического и культурного наследия, ради которых, собственно говоря, эти переименования и затевали.

 

Facebook
Facebook
YouTube
http://www.zoofirma.ru/
Go to top