Кладовая Шатер-горы, или один день без гаджета

Вот и закончились теплые летние деньки, но это не повод для печали. Осень – прекрасное время для путешествий и походов. По крайней мере, именно так подумали первокурсники группы Б факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, решившись на свое первое покорение Чатыр-Дага.

Непослушные «усы»

Поход был запланирован на субботу 24 сентября. Идея была воспринята с энтузиазмом, но все вокруг мешало осуществлению задуманного. Несколько интересных университетских мероприятий назначили на один день, так что многие наши одногруппники сделали выбор не в пользу Чатыр-Дага. Тем более, что у некоторых просто не было с собой подходящей для похода по горной местности одежды. В итоге на покорение вершины решились только семь человек. Для многих это был первый в жизни поход.

dkID8lTyyNU 604x453

Собравшись в 8.00 на железнодорожном вокзале Симферополя у башни с часами, простояв в очереди за билетами и, впоследствии, вместившись в один троллейбус с галдящими девятиклассниками из Джанкоя, которые также ехали покорять Чатыр-Даг, мы, наконец, начали свой путь.

Пока мы ехали до пункта назначения, троллейбус дважды выходил из строя, и водителю приходилось выходить из транспортного средства, чтобы поправить «усы». Из-за этих заминок невольно возникала мысль, что до цели мы так и не доберемся, и ранний подъем в субботу был напрасным. Но сменяющие друг друга потрясающие горные виды за окном вселяли надежду и предвкушение чего-то удивительного.

Поход на Чатыр-Даг (кстати, это слово переводится с крымскотатарского языка как «Шатер-гора») оказался хоть и сложным, но интересным. По пути мы узнали, Чатыр-Даг славится тем, что имеет два плато - нижнее и верхнее. Нижнее располагается на высоте 1000 метров над уровнем моря. Как раз на нём и находятся входы во многие пещеры Чатыр-Дага. А верхнее расположилось на высоте 1400-1450 метров. Тут нет ни деревьев, ни родников, одни камни и степь, но зато можно встретить косуль.

ETpbVINVRSI 604x483

Мы вышли на остановке возле памятника Крымскому троллейбусу на Ангарском перевале и поднялись к метеостанции, откуда начинался подъем на гору. На этом месте мы остановились, чтобы подробно обсудить маршрут и просчитать время, необходимое для подъема и спуска. Только после этого наша небольшая группа двинулась вперед, в лес.

Мы шли в тени высоких тонких деревьев, а под ногами хрустела опавшая листва и желуди. Первые трудности, с которыми мы столкнулись в пути - тяжелые рюкзаки. Также нам стало понятно, что в конце сентября погода в горах переменчива и нужно быть готовым ко всему. Когда мы шли и придерживались определенного темпа, холод не ощущался. А когда останавливались на привал, сразу чувствовалась осенняя пора. Так же убедились в том, что подъем довольно продолжительный. Поэтому нам, неподготовленным туристам, было сложновато.

Вскоре мы согласованно выбрали неспешный, равномерный темп, периодически останавливаясь, чтобы полюбоваться красивыми видами.

Его величество привал

Как ни странно, восхождение длилось недолго. Потом дорога пошла вниз и вдалеке среди деревьев открылся прекрасный вид на море и горы. Вскоре мы вышли на открытое место. Ярко светило солнце и росло множество растений: шиповник, дикие яблони, цветы. Нельзя было не остановиться и не полюбоваться открывшейся внизу Алуштой, маленькими селами, горами и морем вдалеке.

ij S8ZA6z3U 604x453

И снова группа углубилась в лес. Мы прошли скрюченные, похожие на сказочных существ деревья и вышли на «Школьную поляну», где в тени ветвей расположилась многолюдная палаточная стоянка. Прошли засохшее Кутузовское озеро, поднимались и спускались по поросшим деревьями холмам.
На протяжении всего пути нам встречались другие туристы, приветствовавшие нас пожеланиями удачного похода.

Горный воздух повышает аппетит. Пройдя половину запланированного маршрута, наша группа юных туристов проголодалась. Было принято решение устроить привал на поляне. Ведь привал – неотъемлемая часть похода, которая нужна для отдыха, общения и планирования пути.

Мы сели на поваленные бревна и достали из своих рюкзаков яблоки, сосиски, печенье и воду. Наш перекус был недолгим, но мы успели отдохнуть и набраться сил.
Целью похода была высшая точка массива - Эклизи-Бурун (1525 метров над уровнем моря). По высоте он занимает пятое место среди горных вершин Крыма. Узнав, что нас ожидает, нам не терпелось поскорей лицезреть осеннюю красоту с вершины горы.

Пешеходное братство

Второй, более длительный, привал мы устроили на самой верхней точке нашего пути, одолев скользкий, почти отвесный участок пути и выйдя к началу подъема на верхнее плато.

Постелили на землю куртки, выложили еду из рюкзаков на пакет, удобно устроились – чего еще не хватает для счастья? Наверное, термоса с ароматным горячим чаем, который мы, к сожалению, забыли взять с собой. За «столом» мы общались, обсуждали маршрут, смеялись.

JuHrxLqIt9s 604x483

Но, к сожалению, цель была не достигнута. Покорение Эклизи-Бурун мы отложили до следующего похода.

Настало время покидать Чатыр-даг. Набравшись сил после горного «застолья», мы стали спускаться. Для возвращения была выбрана менее сложная дорога. Чувства легкости и удовлетворения переполняли нас, а свежий воздух и удивительные пейзажи дарили ощущение небывалой свободы. Вооружившись подходящими палками, с осторожностью мы шагали вниз по склонам. Иногда приходилось бежать, пару раз случайно приземлялись, но бесконечные разговоры делали незаметным течение времени. Обсуждались книги, фильмы, секреты журналистского ремесла, еда и все, что может интересовать первокурсников.

На обратном пути нам снова встречались такие же любители активного отдыха. Чувство внутреннего уважения к ним давало право здороваться с абсолютно незнакомыми людьми, желать им счастливого пути. Полтора часа спуска пролетели, как пять минут. То ли атмосфера так завораживает, то ли мы действительно летели, но вдруг нашли себя у подножия горы. Все-таки сближают людей такие походы. Теперь мы были сплочены не только принадлежностью к одной группе, но и совершенно новыми эмоциями от нашей первой, но точно не последней совместной поездки за приключениями.

X3VUBAru1fY 604x483

На Ангарском перевале мы вышли к остановке и через полтора часа вновь были в Симферополе. Поход запомнился массой положительных эмоций, пользой проведенного выходного дня и правилами, которые должен соблюдать любой турист. Первое - это обувь. Она должна держать голеностоп, иметь подошву с хорошим сцеплением и быть удобной.

Далее - удобная, легкая одежда, которая не стесняет движений. И какой поход без рюкзака! С собой нужно брать самое необходимое, не загружать, чтобы потом было легко идти. И самое главное - это хорошее настроение и дружная компания. С таким туристическим набором вы точно покорите все крымские вершины и будете безмерно счастливы, как мы, штурмовавшие Чатыр-Даг!

Дарья Скочко, Анна Михайлютенко, Шушанна Мадоян, Анастасия Яремчук, Алена Федорова