О жизни народного биг-бэнда

О жизни народного биг-бэнда

В нынешнем году севастопольский Русский народный оркестр «Садко» отмечает полувековой юбилей. Об истории создания коллектива, его уникальном репертуаре, гастрольной деятельности, планах на будущее и многом другом читайте  в нашем материале.

От мала до велика

В Севастопольском Дворце детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров) на втором этаже из кабинета № 72 доносятся звуки клавиш, мехов и сотен струн. Это готовится к репетиции оркестр русских народных инструментов «Садко». Часть оркестрантов просматривает новые произведения, остальные прохаживаются возле кабинета, музыканты помладше бегают и шумят. Но вот дирижер несколько раз хлопает в ладоши – все занимают свои места.

Кабинет довольно просторный: в нем помещается концертный состав оркестра из семидесяти человек и подготовительная группа из сорока. Возраст музыкантов варьирует от шести до семидесяти лет.

Оркестр русских народных инструментов назван в честь героя новгородских былин гусляра Садко. Коллектив был создан в 1967 году на базе Дворца культуры строителей. Его основателем стал Евгений Викторович Курбатов. 10 мая 1979 года он передал дирижерскую палочку своей двадцатилетней ученице Людмиле Королевой, которая руководит коллективом до сих пор.

В 1986 году коллективу было присвоено почетное звание «Народный оркестр». В период «Перестройки» Дворец культуры строителей продали коммерсантам, а все находящиеся там коллективы сократили. «Садко» превратился в бездомный оркестр. Королева начинает борьбу за сохранение своего коллектива. Она пишет в газеты, выступает на телевидении и радио, едет в Киев, потом в Москву, активно призывает на помощь общественность. Наконец, ее замечают. В 1991 году оркестр получил приглашение работать во Дворце пионеров города Севастополя, который и сегодня является его домом.

По инициативе Людмилы Александровны, при оркестре открылась музыкальная студия, где детей бесплатно обучают игре на народных инструментах, а также на гитаре и ударной установке. Выпускники, отыгравшие в оркестре пять лет, получают специальный диплом, помогающий поступить в средние и высшие музыкальные учебные заведения. Мало кто после выпуска покидает оркестр. Если ты начал играть в «Садко», то быстро привязываешься к нему сердцем и душой.

Русский народный оркестр является победителем десятков международных, всероссийских и всеукраинских конкурсов, обладателем нескольких гран-при. В его послужном списке гастроли в Орле, Мценсе, Москве, Киеве, Николаеве, Харькове, Анапе и, конечно же, в городах Крыма. Сама Людмила Королева, прекрасно играющая на домре, посетила с концертами Италию и Германию.

За активную работу по пропаганде народной музыки, воспитанию молодежи и сохранение коллектива в 1993 году она была удостоена звания «Заслуженный работник культуры».

 Как и заказывали

Дирижер – это тот единственный артист, который всегда стоит спиной к зрителю. Людмила Александровна является еще и художественным руководителем оркестра, и ее работа не ограничивается лишь взмахами палочки. Перед каждым выступлением идет долгая и тяжелая работа. Оркестр нередко обновляет свой репертуар. Для этого руководитель должен найти подходящее произведение, а затем долго работать над ним.

«Садко» играет не только русскую народную музыку, но и эстрадные произведения, например, всем известные «Прощание славянки» и «Надежда», треки из знаменитых кинофильмов -  «Властелин Колец», «Пираты Карибского моря», «Дети капитана Гранта», рок-хиты – песня LedZeppelin «Лестница в небеса», музыкальные эксперименты -  «Рок-н-ролл коллаж» и вариации на тему «Калинки».

Сложность заключается в том, что все эти произведения были написаны не для русских народных инструментов. Основная работа Людмилы Королевой – переложение музыки для своего оркестра с написанием партитур для каждого инструмента.

Когда работа над нотами закончена, оркестранты начинают разучивать новое произведение. На репетициях дирижер садится на свой высокий стул, стучит палочкой по пюпитру, призывая оркестрантов к тишине, задает темп: «Раз-два, раз-два», и по взмаху палочки творится настоящее волшебство – музыка. Тонкий слух дирижера всегда улавливает неправильно сыгранные аккорды, тогда снова раздается стук палочки, и оркестр заново играет сложное место в произведении. Только когда партии разучены хорошо и играются без запинок, они попадают в концертный репертуар.

Практически на все праздники в родном городе оркестр дает концерты. У каждого музыканта есть свои костюмы для выступлений – строгие голубые рубашки, черные брюки у мальчиков и черные юбки в пол у девочек или народные костюмы – яркие рубашки и сарафаны, каждой девочке обязательно вяжется на голову или вплетается в волосы бант.

Перед каждым концертом оркестр ждет ответственная работа: внеплановые репетиции, сбор за несколько часов до концерта, подготовка и перевозка инструментов и костюмов, генеральная репетиция, тесные и душные гримерки.

За пять минут до начала выступления оркестранты топчутся за кулисами, по знаку дирижера они выходят и под аплодисменты зрителей занимают свои места на сцене, ставят красиво ноги, выпрямляют спины и слушают приветственные слова ведущего. Затем на сцену выходит Людмила Королева в красивом концертном платье, в которое за пару минут до этого она переоделась из простых джинс и свитера, на плечах лежат светлые волосы, концы которых завиты в тугие локоны.

На своих концертах «Садко» собирает полные залы - вход на них всегда бесплатный. Зрители непременно аплодируют стоя, это – самая большая награда за труды дирижера и его коллектива. Каждый музыкант любит выступать на концертах, слышать аплодисменты и получать истинное удовольствие от каждой сыгранной ноты. На концертах ни в коем случае нельзя болтать, так как на сцене стоят ширикополосные микрофоны, которые ловят каждый звук. Нельзя зевать и чесаться. Особенно тяжело такие правила соблюдать малышам. Но их можно понять. Тем не менее, если кто-то что-то натворил до, во время или после концерта, - Людмила Александровна все ему выскажет на следующей репетиции: «Милан, почему ты на меня даже не взглянул во время концерта? Все должны смотреть на дирижера, я ведь не просто так стою, палочкой машу. Я на тебя смотрела как удав на кролика, а ты играешь себе» или: «Оркестр, у меня складывается впечатление, что вы пинаете солиста ногами».

Людмила Александровна вовсе не строгая – она добрая, терпеливая, внимательная, любит свою работу. «Оркестр – для меня все, я прихожу в кабинет рано утром и ухожу поздно вечером. Дома я ночами работаю над партиями. С малышами, конечно, нелегко работать, но так было всегда. С ними занимаются наши преподаватели, разбирают каждую нотку, а дисциплинированность придет со временем. Хочу сказать спасибо и взрослым  ребятам – если малыши растеряются на концерте, то они всегда помогут», - признается дирижер.

18 марта оркестр «Садко» отпраздновал свое 50-летие, дав грандиозный концерт. Администрация Севастополя лично поздравила оркестр и вручила дирижеру микрофоны и стойки для них со словами: «Как и заказывали». Поздравительные письма направило руководство города Орел, а также художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра инструментов России им. Н. Осипова, академик Николай Калинин.

На своем юбилейном концерте оркестр «Садко» отработал прекрасно – зрители были в восторге, аплодисменты долго не смолкали, дирижеру и солистам пришлось несколько раз выходить на поклон. Все оркестранты очень устали, у всех болели поясницы, пальцы, руки, но каждый был доволен юбилейным концертом.

Не  так давно «Садко» получил большую сумму денег от властей города, которая будет потрачена на поездку в Великий Новгород, где оркестр даст несколько концертов. Его участники смогут познакомиться с местными достопримечательностями.

Скоро их ждут новые концерты и конкурсы, ведь весна и лето – самая горячая творческая пора.

 

Facebook
Facebook
YouTube
MAST
 
 
http://www.zoofirma.ru/
Go to top